В.В.Кисова

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ¹

Целенаправленное формирование саморегуляции как способности в раннем онтогенезе имеет важнейшее значение, т.к. способствует полноценному развитию личности. Именно поэтому регулятивная сторона деятельности на протяжении дошкольного возраста требует специального формирования. Одним из важнейших аспектов данной проблемы является формирование саморегуляции в учебной деятельности старших дошкольников.

Основополагающие теоретико-практические принципы рассмотрения саморегуляции как общей способности к учению в раннем онтогенезе заложены в работах У.В.Ульенковой [4-5]. Она пишет, что к старшему дошкольному возрасту в благоприятных психолого-педагогических условиях дети обычно достигают такого уровня психического развития, который позволяет им принимать требования педагога на учебных занятиях как свои собственные. В этом, по мнению автора, состоит основной путь формирования ребенка как субъекта учебной деятельности.

Безусловно, успешность этого процесса определяется целым комплексом условий, среди которых своевременное и квалифицированное  педагогическое воздействие определяется как ведущее. В работах У.В.Ульенковой подчеркивается, что особое значение данное положение приобретает в отношении детей с задержкой психического развития (ЗПР). Автором разработаны общие принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР, намечены модели педагогической коррекции, а также обозначены те виды деятельности, которые могут являться средствами коррекционно-развивающей работы. Это учебные занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, а также занятия продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация и др.).

В русле концепции У.В.Ульенковой нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию саморегуляции как общей способности к учению средствами продуктивных видов деятельности у старших дошкольников с ЗПР. Программа включает в себя семьдесят обучающих занятий, разделенных на четыре последовательных этапа.

В данной публикации мы хотели бы осветить не особенности самой коррекционной программы, а специфику использования в ней разных видов продуктивной деятельности. Выбор продуктивной деятельности как средства коррекции обусловлен прежде всего тем, что включение ребенка в процесс рисования, лепки, конструирования и т.п. происходит достаточно рано. Это объясняется тем, что создание рисунка, лепного образа или какой-нибудь поделки  интересно и доступно ребенку. Важен и тот факт, что процесс изображения предполагает обязательное наличие вещественного продукта деятельности, который дает возможность не только анализировать и оценивать итог  работы, но и контролировать ее ход, сопоставляя промежуточные результаты с заданием. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся формулировать замысел либо запоминать задание, планировать предстоящую работу, определять ее этапы и их последовательность, выбирать способы действия, необходимые для этого, рассчитывать время и силы для каждого этапа.

Для формирования саморегуляции в учебной деятельности дошкольников нами были использованы те виды продуктивной деятельности, которые присутствуют в реальном учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд. К сожалению, количество психолого-педагогических работ, посвященных изучению возможностям развивающего влияния продуктивной деятельности на личность ребенка, ограничено. Большая часть из имеющихся исследований рассматривает рисование (Т.Н.Доронова, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, В.С.Мухина, Б.А.Сазонтьев и др.), некоторые сведения можно обнаружить по конструктивной деятельности (А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван и др.). Именно поэтому, на наш взгляд,  интересно рассмотрение особенностей использования традиционных для дошкольников видов продуктивной деятельности.

 Используя в коррекционной работе тот или иной вид продуктивной деятельности,  мы стремились реализовать принцип доступности выполнения задания каждому ребенку. Поэтому для работы отбирались такие типы изображения, способы их выполнения или организационные формы занятий, которые не требовали от детей специальных технических навыков и умений.

В большинстве занятий, построенных на рисовании, использовались его предметные или декоративные виды. Например, занятие по декоративному рисованию «Росписные полотенца» было посвящено развитию у детей умения точно соблюдать правила выполнения задания, запоминать и воспроизводить инструкцию. Детям для рисования предлагалась схема орнамента из трех простейших элементов, которые должны повторяться в определенном порядке.

Целью предметного рисования «Сюрприз для мышонка» являлось формирование у детей положительной мотивации на предлагаемую деятельность по правилам. Взрослый читал детям известную сказку В.Сутеева «Мышонок и карандаш» и по ходу чтения выкладывал на фланелеграфе соответствующие фигурки. Дети одновременно искали у себя в раздаточном материале такие же фигурки и обводили их карандашом на бумаге, соблюдая расположение на листе по образцу на фланелеграфе.

Занятия, проводимые на материале конструктивной деятельности, преимущественно основывались на конструировании из готовых бумажных или картонных форм либо на работе со стандартным набором детского конструктора (кубы, конусы, бруски, треугольные призмы и т.п.). Часто для подобных занятий проводилась специальная предварительная работа. Накануне занятия по конструированию «Паровозик из Ромашково» (цель: формирование самооценки в ходе проведения коллективного обсуждения готовых работ) с детьми проводилась предварительная работа по подготовке материала для занятия (оклеивание спичечных коробков и цилиндров цветной бумагой). На самом занятии заготовки по правилам собираются в конструкцию паровозика.

На базе конструирования «Мост через речку» у детей закреплялось умение самостоятельно планировать предстоящую деятельность по предлагаемым условиям. Для этого  каждому ребенку предлагалась полоска синей цветной бумаги определенной ширины, в соответствии с размерами которой нужно было подобрать детали заданные на чертеже. Таким образом, ребенок до начала непосредственно самого конструирования должен был подобрать необходимые детали из имеющегося набора. Для создания более полного представления о занятиях на основе конструктивной деятельности приведем пример конспекта занятия.

Занятие по конструированию: «Городская улица»

Цель занятия: Совершенствование у детей действия самоконтроля в процессе планирования аппликативной работы на основе самостоятельного составления графической схемы деятельности.

Предварительная работа: Взрослый проводит с детьми беседу о процессе строительства дома, особо подчеркивая значение планирования будущей постройки (сначала делается чертеж, а затем по нему рабочие начинают строительство).

Содержание занятия: На полу групповой комнаты расставлены игрушечные грузовые машины, в кузовах которых находятся детали мелкого строительного материала (бруски, кирпичики, призмы и др.). Взрослый обращает внимание воспитанников на машины и спрашивает у них, известно ли им, откуда они взялись. Выслушав ответы, взрослый подходит к машинам и находит в них записки о том, что весь строительный материал предназначен для возведения домов. Из одной машины педагог достает чертеж дома. Под руководством воспитателя дети анализируют схему изображения здания, после чего взрослый предлагает им попробовать себя в роли строителей. Для этого каждый ребенок самостоятельно составляет свой план предстоящей деятельности на основе предложенных вразнобой карточек и схемы этапов работы. Процесс планирования контролируется педагогом лишь косвенно (наводящие вопросы, активизация, пример более «сильных» сверстников); прямая помощь и указания взрослого применяются лишь в том случае, если ребенок допускает грубые ошибки или совсем не справляется с заданием.

В ходе создания постройки по плану взрослый постоянно напоминает детям о необходимости точного следования правилам. В случае затруднения отдельных детей педагог предлагает им проверить себя.

Анализируя качество выполненных работ по окончании занятия, взрослый еще раз возвращается к точному плану создания конструкции и подчеркивает зависимость качества постройки от правильного планирования.

Обучение, построенное на аппликации, чаще всего предполагало работу с готовыми формами, по трафаретам или в несложной технике заполнения контуров. Например, для развития у детей навыка работы со схемой в процессе создания изображения использовался прием мозаичной аппликации. Дошкольники создавали изображение, заполняя готовый контур карандашного рисунка Чебурашки кусочками цветной бумаги. Взрослый предлагал детям схему мозаичной аппликации, где каждой участок контура помечался специальным знаком, соответствующим тому или иному цвету.

Занятия с использованием приемов ручного труда были основаны на работе с бросовым материалом (губка, упаковочные материалы, стружка и т.п.), с природным материалом (желуди, шишки, засушенные листья и др.), а также с готовыми выкройками изделий. Так, на занятии «Корзиночки для матрешек» у детей формировалось умение выполнять конструкцию, опираясь на схему-чертеж. Для этого им предлагались готовые выкройки поделок с условными обозначениями линий сгиба, разреза, соединения деталей клеем. Последовательность выполнения рабочих операций на выкройке была обозначена разными цветами, что позволяло детям четко представлять ход выполнения поделки. Работе с природным материалом посвящается конспект занятия, который приводится ниже.

Ручной труд: «Сова»

Цель занятия: Формирование действия самоконтроля в процессе планирования продуктивной деятельности на основе совместного с взрослым составления материализованной схемы.

Предварительная работа: Накануне занятия дети под руководством взрослого тонируют коричневой гуашью пустую яичную скорлупу.

Содержание занятия: Для каждого ребенка приготовлены следующие материалы: тонированная яичная скорлупа, пластилин желтого цвета, заготовки из цветной бумаги для мелких деталей.

Взрослый начинает занятие с приглашения детей к театральному уголку в групповой комнате, где на ширме кукольного театра расположены декорации леса и изображения диких животных, выполненных воспитанниками ранее. Взрослый загадывает загадку:

И в лесу заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа

Очень уж суровы филины и …(совы).

Дошкольников просят поселить в волшебном лесу этих «сторожей» и показывают воспитанникам образец и набор карточек, изображающих этапы работы. Детям предлагается всем вместе  расположить их в той последовательности, в которой должна быть выполнена работа. Особо обговаривается техника присоединения пластилиновых и бумажных деталей к яичной скорлупе.

После этого, один из детей повторяет правила деятельности, а затем всем воспитанникам предоставляется время, чтобы вспомнить и воспроизвести во внутреннем плане порядок выполнения поделки. Когда план деятельности будет усвоен большинством детей, схема и образец со стенда убираются. По окончании занятия дети все вместе оценивают качество своих работ в соответствии с выделенными правилами и укрепляют поделки на театральной ширме.

Занятия с использованием лепки как средства коррекционной работы представлены в программе в меньшем объеме, чем остальные виды продуктивной деятельности. Это, связано с тем,  что создание лепного образа обязательно требует от детей уже сформированных умений работы с пластичными материалами (пластилин, глина, тесто). Дети должны были владеть приемами скатывания, раскатывания, примазывания и др. Поэтому нами использовались такие виды лепки, в которых технические умения были сведены к минимуму.

Примером такого вида лепки является, так называемый, налеп. В этой технике  было проведено занятие «Рыбка»,  на котором у детей формировалось умение составлять с помощью педагога предварительный план деятельности. Накануне занятия дети со взрослым проводили подготовку фоновой поверхности работы (растирание пластилина по пластиковой основе). В ходе самого занятия дети по предварительно составленному плану создавали плоскую фигурку рыбки. Затем декорировали ее силуэт стекой или колпачком от фломастера и прикрепляли к фоновой основе.

Кроме специфики приемов изображения на коррекционных занятиях, существенное значение для эффективности программы имеет и форма организации самих занятий. Определенное количество занятий было организовано в форме коллективной работы дошкольников. Особенно оправданно это было при проведении занятий, направленных на развитие у детей умения оценивать результат работы по критериальной схеме.

При создании коллективной аппликации «Космический коллаж», дошкольники, опираясь на образец-эскиз, коллективно составляют план предстоящей работы, распределяют между собой ее этапы, а затем каждый приступает к выполнению своей части коллажа. Готовые детали дети под руководством взрослого объединяют на основе в единое изображение, а затем оценивают его по критериальной схеме.

Также достаточно эффективны были коллективные работы, где без четкого выполнения правил каждым участником нельзя было получить качественный конечный результат. Такая изобразительная деятельность формировала у детей представление о зависимости результата от степени точности выполнения инструкции. На занятии по рисованию «Кораблик» дети раскрашивали по правилам фрагменты силуэта кораблика выполненного по принципу наборного полотна. В конце работы взрослый объединял все фрагменты на основе и вместе с детьми проводил анализ правильности выполнения требований  каждым воспитанником.

Нельзя не отметить и такую форму организации коррекционных занятий как комплексные занятия, объединяющие в себе два вида продуктивной деятельности. Такая форма организации позволяла снизить трудоемкость работы детей и облегчить некоторые технические моменты изображения.

Занятия на тему «Осенние деревья» включало в себя и приемы рисования, и приемы аппликации. Оно имело целью развитие у детей умения выделять в задании основные правила и следовать им. Дети по трафарету обводят, а затем вырезают из белой бумаги дубовые, березовые листья. Затем детям дается инструкция о том, какие цвета и оттенки должны быть у листьев каждого вида. После раскрашивания листья приклеиваются в крону соответствующих видов деревьев.

Для примера обратимся к конспекту другого комплексного занятия по аппликации и рисованию.

Комплексное занятие по аппликации и рисованию: «Под грибом»

Цель занятия: упражнение детей в оценке результата работы по способу ее выполнения.

Предварительная работа: чтение рассказа В.Сутеева «Под грибом»; рассматривание авторских иллюстраций к тексту произведения; обследование графического изображения насекомых – муравей, бабочка.

Содержание занятия: Для каждого ребенка приготовлены следующие материалы: прямоугольный альбомный лист бумаги; набор цветных карандашей и простой карандаш; цветная бумага коричневого, красного, синего и желтого цвета; трафареты для изображения муравья, крыльев бабочки и шляпки гриба; ножницы, клей.

Взрослый просит детей вспомнить, какие насекомые из знакомого им рассказа прятались от дождя под грибом. Затем детям демонстрируется черно-белый графический образец иллюстрации и проводится его обследование.

Взрослый обращает внимание дошкольников на материалы имеющиеся у них на столе и дает им следующую инструкцию: крылья бабочки, муравей и шляпка гриба должны быть выполнены из цветной бумаги в технике аппликации, а все остальные детали композиции выполняются цветными карандашами. Также взрослый дает воспитанникам подробные указания о цветовой гамме работы.

После окончания выполнения композиции, дошкольники все вместе определяют критерии для оценки работ и распределяют их  между детьми –контролерами (по соблюдению цветовых правил, технике выполнения работы, композиции и т.д.).  После самостоятельной оценки каждым ребенком своего результата происходит анализ всех работ детьми-контролерами. Они уточняют представления детей о соответствии их работ правилам.

Описанный выше вариант использования разных видов продуктивной деятельности оказался достаточно эффективным, т.к. констатирующий эксперимент зафиксировал  более высокую динамику изучаемой способности у старших дошкольников с ЗПР, обучавшихся по специальной программе, по сравнению с детьми не участвующими в подобном обучении [1-3].

Литература

  1. Кисова В.В. Особенности формирования саморегуляции средствами продуктивных видов деятельности в старшем дошкольном возрасте // Специальная психология. 2004. № 1.
  2. Кисова В.В. Диагностика и становление способности к саморегуляции у старших дошкольников // Психолог в детском саду. 2006. № 1.
  3. Кисова В.В. Формирование саморегуляции в учебной деятельности дошкольников с задержкой психического развития: Монография. – Н.Новгород: НГПУ, 2010. 120 с.
  4. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород: НГПУ, 1994, 230 с.
  5. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 176с.

 

¹Статья опубликована в журнале Психолог в детском саду. 2010. №3. С. 66-74.

 

Назад

Обсуждение закрыто.